ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ SASS
В 2023 году мы запустили Лабораторию Звукового искусства и Звуковых исследований (SASS by kotä), в рамках которой, в партнерстве с художественными институциями Москвы, изучаем различные аспекты, связанные со звучащим.
Центр «Зотов»
«Звуковая среда умного города» —
цикл лекций о роли звука в архитектуре и урбанистике.
Курс завершен. Пишите, если вы хотите получить информацию о курсе или материалы.


ОПИСАНИЕ КУРСА

«Звуковые ландшафты умного города» — цикл лекций, обнаруживающий роль звука в архитектуре и урбанизме. Речь идет не об акустике концертных залов и подобных специальных пространств, а об обычных городских и инфраструктурах объектах, которые мы используем каждый день.

Тема звуковой среды (или саундскейпа, Шеффер, 1977), возникшая в среде звуковых исследователей и последующее за ней развитие направления слуховой архитектуры (aural architecture, Barry Blesser, Ruth-Linda Salter, 2007), до сих пор существует за пределами интересов урбанистов и архитекторов. Даже сегодня при проектировании публичного пространства, будь то вестибюль станции МЦК или элитный жилой комплекс, проектировщики и архитекторы редко задумываются о намеренном формировании звуковой среды этого пространства или хотя бы о том, какая звуковая среда может быть в этом пространстве. Максимум, на что могут рассчитывать пользователи подобных объектов — это звуковая среда по умолчанию — следствие жизни самого пространства, часто загрязненная раздражающими звуковыми артефактами, которых там могло и не быть; или на использование фоновой музыки, применение которой, как показывают многочисленные исследования, не является эффективной мерой в 80% случаях, т.е. не работает и просто добавляет очередной звуковой мусор.

Доказано, что звуковое воздействие может управлять поведением людей в пространствах, формируя эмоциональное восприятие места. Звуковая среда может сделать пространство уютным, стимулируя человека находиться в нем долгое время; может «выжимать» человека из пространства, заставляя быстро его покинуть; может способствовать концентрации внимания, психологической разгрузке и облегчению рутинных процессов, может способствовать порождению каких-то процессов и мотиваций. Это большая палитра функциональных воздействий, которая, в том числе, доказывается экономической эффективностью.

В этом курсе мы разберем оптику, набор понятий и ряд практических шагов, при помощи которых архитекторы и урбанисты при помощи звуковых исследователей могут значительно улучшить опыт нашего пребывания в повседневных пространствах.


АВТОР КУРСА И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Глеб Глонти — звуковой художник, исследователь звука. Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä, генеральный продюсер и куратор фестиваля современного искусства Experimental Music and Art (EMA) Expo. Преподаватель дисциплин “Полевые записи” и "Кураторские практики" магистратуры профиля “Звукового искусства и звукового дизайна” факультета Креативных Индустрий в НИУ ВШЭ.



ММОМА, Лекторий Ермолаевский, 17
Внешние ограничения. Медиа археология и построение сложных систем в искусстве
Курс завершен. Пишите, если вы хотите получить информацию о курсе или материалы.


ОПИСАНИЕ КУРСА

Kotä совместно с MMOMA продолжает изучать различные аспекты, связанные со звуком. В этот раз в фокусе нашего внимания будут художники, композиторы и музыканты, деятельность которых можно назвать «междисциплинарной». Находясь в пограничном жанровом поле они создавали собственную мифологию, где все элементы взаимосвязаны, а процессы подчинены довольно четким, установленным автором, правилам.

Чаще всего такие художественные системы требуют от зрителя дополнительного внимания и погружения в материал. Иногда, для адекватного восприятия отдельного проекта нужно ознакомиться со всей практикой художника, его биографией. Подобные истории могут как завораживать, вызывать исключительный интерес, так и отталкивать — остаться к ним равнодушными сложно.

Через применение метода art-based research — построение дерева взаимосвязей взятых из творческого, исторического контекста и состава произведений — исследуя визуальные артефакты, фотографии и документальные материалы, сквозь призму творчества и дискографию культовой экспериментальной группы Sonic Youth, становится возможным соединить разнообразные точки между арт-сценами, показывая целый культурный пласт возникший в современном искусстве за вторую половину XX века.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Роман Головко — интердисциплинарный художник, саунд-артист и экспериментальный музыкант. Сфокусирован на пространственных инсталляциях, звуковой скульптуре, саунд-арт перформансах, импровизационной электроакустической музыке и экспериментах в области синтеза звука и деконструкции поэтического текста. Резидент московского музыкального издательства и звуковой лаборатории kota.moscow. Куратор и арт-директор WLFFFLW Records. Участник множественных выставочных проектов с инсталляциями, скульптурами, арт-объектами и аудиовизуальными работами в ММОМА, Третьяковской галерее, Музее Москвы, Доме Радио, Новой сцене Александринского театра, ЦСИ Винзавод, галерее Граунд Солянка и других. Закончил Тольяттинский колледж искусств, Тольяттинский государственный университет и институт современного искусства БАЗА. Более 20 лет профессионально занимается графическим дизайном. В прошлом — дизайнер и арт-директор журнала Esquire, издательства Independent Media и книжного издательства «Эксмо».

Сергей Зыков — участник и сооснователь ансамблей современной музыки Kymatic и Clotho, специалист в отделе школьных программ фонда V–A–C. Курировал музыкальное направление Мультимедиа Арт Музея MAMMusic и музыкальный блок Культурного центра ЗИЛ. Художник, независимый музыкант, выпускник Московского архитектурного института (МАрхИ) и института современного искусства БАЗА. Преподаватель дисциплины «Графические партитуры» профиля «Звукового искусства и звукового дизайна» факультета Креативных индустрий в НИУ ВШЭ.



ММОМА, Лекторий Ермолаевский, 17
Исследование образа. Мистицизм и рациональное в звуке.
Курс завершен. Пишите, если вы хотите получить информацию о курсе или материалы.


ОПИСАНИЕ КУРСА

Данный образовательный курс, а вернее совместное исследование преподавателей и студентов — это иследование звукового воздействия как самостоятельного феномена.

Мы затронем широкую амплитуду различного знания, от звука в мистических и религиозных учениях, философии и эзотерических традициях: от мифов о сотворении мира до шаманизма и западного эзотеризма в широком хронологическом диапазоне, простирающимся от античности до XX века, до разбора подходов, выстроеных в методологии современной науки, исследования звука и рассмотрении знания о звуковом воздействии через психологию, терапию, медицину, саунд-арт и философию звука.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Мария Карпович — звуковая и медиа-художница, исследовательница аудиальной культуры и sound art.

Юлия Гоголева (SENSONICA) — исследователь звука, звуковой художник, музыкант и практикующий более 10 лет звукотерапевт.


Отзывы о курсе


Хочу выразить слова благодарности за курс! В первую очередь, за очень гармоничную концепцию рациональное-мистическое, и необычные пересечения и взаимосвязи, которые выявлялись сами собой от лекции к лекции. Материала было действительно много, при этом без перегруженности. И отдельное спасибо за оставленные «крючки» для дальнейшего, уже самостоятельного углубления (для себя выделила темы сонификации и герметическую метафизику звука). Надеюсь, до следующих встречи!

...

Хотела бы поблагодарить за чудеснейший и очень полезный курс! Сама работаю в сфере звукотерапии (гонги, чаши, колокола) и крайне мало информации по звуку, а если и есть то достаточно однообразная и в основном изотерической направленности. Здесь за 8 лекций девушки поделились огромнейшим концентратом знаний теоретических и практических — это бесценно. Желаю расширению курсу — чтобы как можно больше людей прикоснулись к этим знаниям 🙏🏻


ГРАУНД СОЛЯНКА
Введение в саунд-арт и саунд-стадис
Курс завершен. Пишите, если вы хотите получить информацию о курсе или материалы.

ОПИСАНИЕ КУРСА


Образовательный курс рассчитан на широкую аудиторию художников и кураторов, которые хотят понять такой медиум, как звук. Мы познакомим вас с существующими методами и практиками работы со звуковым искусством в текущем институциональном ландшафте, дадим обширный обзор практических, философских и исторических тем, связанных со звучащим.

Проектная составляющая курса поможет на практике решить свои собственные или теоретические задачи, связанные с экспонированием или созданием звучащих работ, проведением мероприятий.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Ольга Зубова — Мультидисциплинарная художница, исследовательница саунд-арта и аудиальной культуры, куратор, лектор, автор образовательных лабораторий и курсов. Преподаватель магистерского профиля Sound Art & Sound Studies в Школе дизайна Высшей школы экономики.

Глеб Глонти — Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä. Генеральный продюсер и куратор фестиваля современного искусства Experimental Music and Art (EMA) Expo. Преподаватель дисциплин «Звуковая идентификация» и «Кураторские практики» профиля «Звуковое искусство и звуковой дизайн» факультета Креативных Индустрий в НИУ ВШЭ.

Евгений Былина — Теоретик культуры, лектор, куратор, преподаватель, музыкант. Преподаватель магистратуры Sound Art & Sound Studies в Школе Дизайна НИУ ВШЭ. Редактор серии «История звука» в издательстве «Новое литературное обозрение». Куратор концертного цикла и радиопрограммы «Музыка для конца света».

Подробное описание курса на странице Граунд Солянка
Made on
Tilda