Курс завершен. Пишите, если вы хотите получить информацию о курсе или материалы.
ОПИСАНИЕ КУРСА«Звуковые ландшафты умного города»
— цикл лекций, обнаруживающий роль
звука в архитектуре и урбанизме. Речь идет не об акустике концертных залов и подобных специальных пространств, а об обычных городских и инфраструктурах объектах, которые мы используем каждый день.
Тема
звуковой среды (или саундскейпа, Шеффер, 1977), возникшая в среде звуковых исследователей и последующее за ней развитие направления слуховой архитектуры (aural architecture, Barry Blesser, Ruth-Linda Salter, 2007), до сих пор существует за пределами интересов урбанистов и архитекторов. Даже сегодня при проектировании публичного пространства, будь то вестибюль станции МЦК или элитный жилой комплекс, проектировщики и архитекторы редко задумываются о намеренном формировании звуковой среды этого пространства или хотя бы о том, какая звуковая среда может быть в этом пространстве. Максимум, на что могут рассчитывать пользователи подобных объектов — это
звуковая среда по умолчанию — следствие
жизни самого пространства, часто загрязненная раздражающими звуковыми артефактами, которых там могло и не быть; или на использование фоновой музыки, применение которой, как показывают многочисленные исследования, не является эффективной мерой в 80% случаях, т.е. не работает и просто добавляет очередной звуковой мусор.
Доказано, что звуковое воздействие может управлять поведением людей в пространствах, формируя эмоциональное восприятие места. Звуковая среда может сделать пространство уютным, стимулируя человека находиться в нем долгое время; может «выжимать» человека из пространства, заставляя быстро его покинуть; может способствовать концентрации внимания, психологической разгрузке и облегчению рутинных процессов, может способствовать порождению каких-то процессов и мотиваций. Это большая палитра функциональных воздействий, которая, в том числе, доказывается экономической эффективностью.
В этом курсе мы разберем оптику, набор понятий и ряд практических шагов, при помощи которых архитекторы и урбанисты при помощи звуковых исследователей могут значительно улучшить опыт нашего пребывания в повседневных пространствах.
АВТОР КУРСА И ПРЕПОДАВАТЕЛЬГлеб Глонти — звуковой художник, исследователь звука. Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä, генеральный продюсер и куратор фестиваля современного искусства Experimental Music and Art (EMA) Expo. Преподаватель дисциплин “Полевые записи” и "Кураторские практики" магистратуры профиля “Звукового искусства и звукового дизайна” факультета Креативных Индустрий в НИУ ВШЭ.